Не очень у вас
Полтава с евреями бьется, да?
Согласен, как услышишь о Полтаве, так, в зависимости от культурного фона, в котором взрос, представится либо Гоголь с его
миргородскими обитателями.
Либо
Котляревский.
Либо
Пушкин с его одноименной поэмой.
А вот так, чтобы Полтаву с евреями ассоциировать - это уж очень нелинейно.
Так и есть, евреи - не самый заметный бренд города, хотя отдельные артефакты в оном, вроде особняка Наума Бахмутского, по прежнему в фонде.
И евреи в Полтаве испокон веков были и жили.
Правда
Советский Союз Полтаву изрядно причесал под свой лад, и евреев это коснулось также.
Ходишь по еврейскому кладбищу Полтавы, невольно сравниваешь
с аналогичным в Черновцах, и очень это наглядно заметно - еврейское кладбище Полтавы, оно хоть и еврейское, но все же насквозь советское.
За малым исключением.
А на еврейском кладбище Черновцов, которые в СССР попали меньше века назад, советская часть - лишь малая-малая, и самая, пожалуй, невзрачная.
Советские евреи - удивительное явление.
Ведь большинство евреев, что после превратилось в первых советских граждан, порвало с религией.
В отличие от сородичей, что не порвали - и либо уехали за океан, либо, попытавшись удержаться, таки после Второй Мировой не удержались.
Поэтому возник культурный феномен - евреи тысячелетиями оставались народом, даже лишенным земли, за счет своей религии.
А тут у советских евреев религия исчезла - ее заменила советская идея, пред которой ни эллина, ни иудея нет - партбилет всех уравнял.
И советские евреи действительно от иудаизма отошли, но продолжали себя с евреями идентифицировать - и тут интересно спросить, а на чем же тогда это еврейство держалось, если религия пропала?
Как отличить еврея от нееврея, если оный нерелигиозен, и в бытовой жизни абсолютно ничем от советских сограждан не отличается?
Да, понятно, велика инерция, семейная память.
Наверное только ей советские евреи и держались - и меня удивляет, насколько продержались долго.
Такие вещи за одно-два поколения часто угасают, а тут куда больше.
Настолько эта инерция оказалась велика, что даже абсолютно советские по сути своей люди, "главный академик Иоффе доказал коньяк и кофе", прожившие нерелигиозную жизнь, в советских идеалах, однако ж легли на вечный покой под магендавидом.
Однако ж, я так наблюдаю, но даже такая долгая инерция, и то заканчивается: кто хотел уехать - уехал.
Кто хотел вернуться в веру предков - вернулся.
Остальные растворились в полукровках и четвертькровках - не буду повторяться
в основных тезисах, таки я на тему сию целый трактат некогда накатал, который потом перепостили внезапно разные израильские русскоязычные ресурсы, и я в какой-то момент, нежданно-негаданно,
проснулся звездой израильской прессы.
Просто хотелось поделиться зыбко-ускользающим ощущением, как незаметно уходят народы и эпохи.
А мы, будучи заняты своими делами - не спорю, иногда даже вполне себе важными, - этого не замечаем.